Ключевыми факторами качества доставки грузов являются скорость и стоимость перевозки и сохранность груза. Все это определяется оптимальной проработкой маршрута доставки.
При тщательном планировании маршрута учитываются многие факторы, хорошо известные опытным логистам.
- Тип груза. Например, перевозка крупногабаритных или опасных грузов требует использование особых путей движения. Для скоропортящихся грузов стоимость доставки менее важна, чем ее скорость, поэтому выбирается кратчайший путь следования.
- Особенности работы таможенных пунктов и их месторасположения.
- Особенности местности, по которой пролегает маршрут (качество дорожного покрытия, наличие пробок на дорогах и т.д.)
- Возможные риски, связанные со всеми вышеперечисленными факторами.
С учетом всех этих пунктов разрабатывается такой маршрут, который позволяет доставить груз с минимальными расходами средств и времени, с соблюдением требований к сохранности груза и его документальному оформлению в соответствии с предписаниями законодательства.
Помимо разовых доставок существуют также регулярные маршруты, разработка которых имеет свои особенности. Для регулярных грузоперевозок можно определить три типовых схемы:
- Маятниковая – маршрут, курсирующий между двумя пунктами доставки.
Для оптимизации маршрута учитывается возможность загрузки транспорта на обратном пути следования, чтобы понести минимальные затраты.
- Развозная – повторяет схему маятниковой, но с необходимостью разгрузки и загрузки в нескольких пунктах.
- Кольцевая схема – маршрут определяется в виде замкнутого круга, на протяжении которого производятся погрузки и разгрузки.
Планирование маршрута – процесс, который требует и специфических знаний, и творческого подхода. От опытности и смекалки логиста здесь зависит буквально все, особенно в форс-мажорных обстоятельствах или при нестандартных вариантах доставки. Компетентный логист заранее учтет все возможные варианты развития событий и подготовит пути решения.